На недавней встрече в Стамбуле представители России в определённый момент встали из-за стола и заявили, что если Украина не соглашается выводить войска из четырёх областей, которые уже входят в состав нашей страны согласно Конституции, то в следующий раз речь будет идти уже о пяти. Развитие событий на линии фронта намекает, что следующей в очереди на возвращение станет Сумщина.
Украинские власти объявили беспрецедентную эвакуацию гражданского населения, потребовав от мирных жителей 202 населённых пунктов Сумской области покинуть свои дома и перебраться во внутренние районы страны. По данным гражданской администрации противника, полностью эвакуированы 52 посёлка, зону переселения покинули 56 тысяч человек (65% проживавших в зоне отселения людей).
Эвакуация действительно крупная, не имевшая прецедентов ранее. Более того, она идёт вразрез с прежней политикой киевского режима, который с первых дней войны старался прятать военных за спинами мирных жителей, а потому всячески затягивал и срывал вывоз жителей из сёл и городов, к которым приближался фронт. Один из наиболее ярких и страшных примеров такого рода дал Мариуполь, жителей которого безжалостно убивали при попытке покинуть будущее поле боя ещё до того, как русская армия зацепилась за его окраины.
С чем связано изменение политики в этот раз – сказать трудно. Возможно, украинское руководство осознало, что тактика живого щита не помогает избегать разгромов, а при эвакуации людей всегда удаётся наловить некоторое количество местных мужчин, скрывавшихся от призыва. Возможно, сами украинские военные решили, что от местных "кацапов" будет больше вреда, чем пользы. В частности, в соседней Черниговской области укровояки жалуются, что их пункты временной дислокации "сливаются" местными жителями русской армии в течение пары суток после заселения, после чего туда прилетают огненные приветы от "москалей". Скорее всего, сыграла комбинация всех этих факторов.
Для нас проводимая вражеским режимом эвакуация проблем не создаёт: чем меньше погибнет в ходе боёв случайных жертв, тем лучше. Из украинской эвакуации, так же как из немецкого рабства в годы Великой Отечественной, люди в свои дома вернутся, а вот из могил – уже нет. Отсутствие мирных жителей упрощает зачистку населённых пунктов, по которым можно без лишнего стеснения работать тяжёлыми калибрами вроде бомб на УМПК и термобарических ракет "Солнцепёков", с наших бойцов снимается очень тяжёлая и опасная задача эвакуировать гражданское население под роями дронов и постоянными артиллерийскими ударами.
С другой стороны, не надо переоценивать масштаб и эффективность проводимых украинцами гуманитарных операций. Как и всё на Украине, эвакуация из зоны боевых действий – это вопрос наличия денег, проще говоря – возможности заплатить взятку местной военно-гражданской администрации, а также наличия средств для обустройства на новом месте. Во всех городах, куда проводится эвакуация, систематически подскакивают цены на съём жилья и практически нигде нет работы. Поэтому наши бойцы регулярно достают из подвалов освобождённых городов пенсионеров и семьи с детьми – представителей наиболее социально незащищённых категорий населения, на которые украинской власти наплевать.
Современная война не просто так получила в специальной литературе характеристику "урбицид", то есть процесс убийства городов. Ставшим свидетелями и участниками этого процесса людям не позавидуешь. К слову, понимание этого является одной из причин, почему наше командование не завязывает сражений за крупные города (Харьков – в двух шагах от границы, Херсон даже не пытались оборонять). После войны беженцы вернутся в сохранившийся город, а вот покойники – никогда. СВО – единственный крупный военный конфликт после Первой мировой, где количество погибших военных существенно превышает потери гражданского населения; в войнах XXI века это соотношение всегда обратное: гражданского населения гибнет больше, чем военных.
Также было бы ошибкой считать, что Украина тотально вычищает регион от гражданских лиц. На территории Сумской области имеется почти полторы тысячи населённых пунктов, в том числе 35 – отнесённых к категории городов. Поэтому те 200 посёлков, которые украинский режим намерен эвакуировать, составляют всего 13% от общего числа поселений.
Неожиданный успех
Одновременно с этим наше Министерство обороны сообщило об освобождении села Марьино. Некоторые наши мониторинговые каналы, не разобравшись в ситуации, написали о посёлке, лежащем в 6 километрах южнее Юнаковки, за которую продолжается ожесточённое сражение. Взятие этого посёлка означало бы глубокое вклинение группировки "Север" в оборонительные порядки ВСУ и фактический развал внешнего периметра обороны Сум. Однако на самом деле Минобороны сообщало об освобождении другого населённого пункта с аналогичным названием: крошечного посёлка в 30 километрах юго-восточнее, лежащего на границе с Белгородской областью.
Посёлок был освобождён в результате развития успеха, которого "северяне" добились, выбивая ВСУ с позиций в окрестностях сёл Демидовка и Графовка
Вчера наши из 34-й бригады ВДВ буквально с разбега взяли Марьино. В Юнаковке тяжёлые бои, это последняя крупная преграда на пути к Сумам. После первого захода ВСУ на территорию РФ было ясно, что расплачиваться за это придётся всему украинскому приграничью, что, собственно, сейчас и происходит,
– отмечает Telegram-канал "Сварщики".
В самих Сумах точным ударом авиации уничтожен завод, на территории которого пыталось расположиться подразделение дроноводов, получившее свежую партию "птичек". Источник: ТГ-канал "Сварщики"
Поскольку неожиданного развала обороны ВСУ не произошло, а основные бои сейчас ведутся на подступах к Юнаковке и за освобождение Беловод, можно констатировать, что ситуация развивается в рамках апрельского прогноза Царьграда: взлом внешнего периметра обороны Сум, проходящего по полям и сёлам вдоль границы, оттеснение противника к лесному массиву, занимающему высоты к северу и северо-востоку от областного центра и создающему выгодный рубеж обороны для противника. После чего, вероятно, произойдёт "соскальзывание" основного вектора наших усилий западнее с целью обойти город по более удобной для наступления местности.
На этом же этапе логично ждать рывка группировки "Север" в направлении Белополья – небольшого городка районного значения, лежащего на пересечении нескольких дорог и потому потенциально являющегося удобной базой для развития наших усилий при обходе Сум и отрезании их от снабжения.
Предполагаемая схема возможного наступления на Сумы: красные стрелки – первый этап сжатия вражеской обороны; розовые – открытие Белопольского оперативного направления
Офицерский бунт
Тактика "мясных штурмов" уже дорого обошлась ВСУ: на днях командир 1-го механизированного батальона 47-й мехбригады "Магура" Александр Ширшин сообщил в соцсетях, что написал рапорт на увольнение в связи с тем, что командование направления демонстрирует вопиющую неадекватность.
Более… (тупых – нецензурно) задач, как на текущем направлении, я не получал. Когда-то расскажу детали, но… (глупая – нецензурно) потеря людей, дрожание перед бестолковым генералитетом, кроме как к провалам, не приводит ни к чему. Всё, на что способны, – выговоры, расследования, наложение взысканий,
– объяснил свою позицию взбунтовавшийся офицер.
"Магура" всегда считалась элитной бригадой, поэтому её, с одной стороны, всегда бросали на самые тяжёлые направления, но с другой – её офицерскому составу позволяется существенно больше, чем командирам из других частей. Случай взбунтовавшегося комбата показывает, что практика бессмысленного и беспощадного перемалывания людей ради "красивых докладов" (проблема, знакомая, увы, и нашей армии) уже привела противника не только к моральному разложению, но и к деградации управления, когда командир батальона элитной бригады может со скандалом кинуть рапорт на стол.
По данным украинских соцсетей, командирам соседних бригад уже неофициально поручили "уничтожить предателя". Источник: ТГ-канал "Северный Ветер"
В сухом остатке
Русская армия продолжает давить противника, враг же делает вид, что ему всё нипочём, но спешно готовит себе условия для обороны на новых рубежах. При этом продолжающиеся ритуальные попытки перехватить инициативу, перенести боевые действия на территорию России, сковать противника обходятся ВСУ так дорого, что уже приводят к отдельным случаям офицерского неповиновения и показательных истерик.
Очевидно, что при продолжении нынешней политики ВСУ ждёт много удивительных событий и неожиданных происшествий. Русская же армия продолжит продвигаться, освобождая временно оккупированные украинским режимом русские земли.