Уничтожение вражеского командования — один из самых эффективных и экономичных способов выиграть войну. В отличие от некоторых других стран, Россия крайне сдержанно пользуется своими возможностями в этом направлении. Однако время от времени и наши бойцы добиваются успехов в ликвидации вражеских командиров.
Ранее стало известно, что ракетным ударом в Сумской области уничтожен командир 110-й механизированной бригады ВСУ полковник Сергей Захаревич. С учётом того что удар наносился по штабу, вместе с Захаревичем могли погибнуть и другие офицеры, отвечавшие за связь, обеспечение, инженерную подготовку и планирование боевых действий.
Иными словами, в идеальном для нас варианте бригада может быть обезглавлена. Впрочем, ожидать полной потери управления и её развала на отдельные батальоны не приходится, так как по опыту нападения на Курскую область ВСУ разделяют штабы и пункты оперативного управления. В штабах собирается ограниченный круг лиц, непосредственно принимающих решения, в пунктах управления концентрируются средства связи и офицеры, выполняющие основной объём повседневной управленческой работы. Ликвидация комбрига говорит о том, что наши ракетчики накрыли именно штаб, выполняющий функцию мозгового центра.
В последних числах июня зарубежные осинтеры опубликовали поимённый список командиров украинских бригад. Наши ракетчики сразу же внесли в него некоторые изменения.
Скриншот ТГ-канала "Военная Хроника".
Злая шутка с обороной
Тем не менее уничтожение даже одного комбрига — для наших войск хорошая новость, так как нарушает планы противника, сбивает ритм запланированных мероприятий. Новому командующему бригадой потребуется некоторое время на то, чтобы войти в курс дел и понять, что планировал и как готовился действовать его предшественник.
Бригада применялась в роли "затыкашки" на многих направлениях, включая Запорожское, Донецкое и Сумское, где регулярно практиковали "мясные штурмы",
— отмечает Telegram-канал "Военная Хроника".
Возможно, потеря командующего одной из наиболее активно эксплуатируемых бригад сыграет злую шутку с украинской обороной, которая и так трещит под ударами русской армии.
Комментируя ликвидацию Захаревича, компетентные люди высказали мнение, что, по их ощущениям, произошло приближение украинских штабов к линии боевого соприкосновения.
Это похоже на попытку снизить задержки в принятии решений и компенсировать слабую работу связи и дронов в условиях РЭБ. Но такой шаг резко повышает уязвимость офицерского состава. Если действительно штаб бригады или КП развернули в пределах 20–30 км от ЛБС, то поражение стало делом времени. <…> Украина по образцу НАТО пытается выстраивать корпусную систему управления с укрупнёнными соединениями, и в такой логике командиры бригад превращаются в операторов конкретных зон фронта с более высокой автономией. Это требует личного присутствия и постоянного почти что ручного управления — то есть выхода "в поле" на уровне бригады/батальона,
— рассуждают авторы "Военной Хроники".
Операция "Ликвидация"
Что ж, вполне логичное допущение. Одной из ключевых задач корпусной реформы ВСУ как раз является прекращение хаотичного брожения бригад вдоль линии фронта и чересполосицы, при которой непонятно, кто за что отвечает. Ликвидация оперативно-тактических и тактических группировок, не имевших постоянного состава, и замена их корпусами с фиксированным составом как раз предполагает выделение каждой бригаде отдельного сектора ответственности. В этих условиях штабы и тыловые службы естественным образом будут оседать в наиболее удобных для работы точках, а их обнаружение нашей разведкой несколько облегчится. Например, потому что пленные будут знать, где у них стоят штабы и откуда идёт снабжение.
Приближение вражеских штабов к фронту дополняется встречной тенденцией — увеличением дальности полёта наших авиабомб на УМПК. По последним данным, она выросла до 100–115 километров. Источник: ТГ-канал Aviahub.
Если при этом получается отслеживать и офицерские цепочки, то дело пойдёт на лад. Что до ликвидации Захаревича, то это событие нарушает контур управления бригадой как минимум на 2–3-недельный цикл,
— отмечает "Военная Хроника".
В свою очередь военный эксперт Олег Шаландин отметил, что чем ближе вражеские командиры располагаются к линии фронта, тем проще их достать нашими средствами поражения: в глубоком тылу ключевую роль в обнаружении цели играет агентура, а сама цель может прятаться среди большого количества мирных людей; на фронте присутствие вражеских штабов обнаруживается средствами радиотехнической разведки и разведывательными беспилотниками.
Если говорить о том, что происходит именно на поле боя, то тут немножко задача попроще, но она тем не менее такая же достаточно технически сложная. Потому что надо выяснить, где находится этот человек, провести отслеживание его по многим местам. Надо, чтобы представился удобный случай. Вообще вся эта операция должна быть тонко спланирована,
— отметил Шаландин в разговоре с Царьградом.
Не он первый, не он последний
Несмотря на то что Россия не проводит акцентированных операций по ликвидации вражеского командного состава, в отличие от того же Израиля, уничтожение командиров противника не такая уж и редкость. К настоящему времени мониторинговым ресурсом LostArmour подтверждено уничтожение восьми командиров украинских бригад:
— Олега Зенченко — 25-й отдельной воздушно-десантной бригады;
— Максима Сикаленко — 7-й бригады тактической авиации;
— Михаила Матюшенко — 40-й бригады тактической авиации;
— Виталия Гуляева — 28-й механизированной бригады;
— Олега Дегтярёва — 66-й механизированной бригады;
— Виктора Полыванного — 160-й зенитно-ракетной бригады;
— Ярослава Акименко — 58-й отдельной мотопехотной бригады;
— Юрия Юла — 27-й реактивно-артиллерийской бригады.
Уничтожение последнего персонажа было особенно значимым успехом русской армии, в силу того что Юла непосредственно руководил ракетно-артиллерийским террором Белгородской и Курской областей с территории Сумской области, а до того много лет организовывал обстрелы Донецка и других населённых пунктов Донбасса.
Смертельный номер для офицеров НАТО
Таким образом, ликвидированный Захаревич стал девятым украинским комбригом, на которого русская армия не пожалела ракеты. Впрочем, не всегда под нашими ударами гибнут исключительно и только украинские офицеры. В некоторых случаях вскоре после ударов "Искандерами" по заглублённым командным центрам в Европе сообщают о внезапной смерти высокопоставленных офицеров, которые как нельзя лучше подходили для командировки на Украину.
Наиболее характерной в этом отношении стала смерть польского бригадного генерала Адама Марчака в марте 2024 года. За пару дней до "неожиданной смерти генерала, произошедшей по естественным причинам в свободное от службы время" (формулировка польского Минобороны), наши ракетчики удачно отработали по заглублённому командному пункту ВСУ в районе Часова Яра.
Марчак был опытным врагом России. И умер в день удара по одному из украинских штабов на самом напряжённом в тот момент участке фронта — наверное, случайно совпало. Скриншот ТГ-канала Юрия Баранчика.
Сам Марчак имел богатейший опыт командования многонациональными силами, который нарабатывал в Афганистане, Боснии и Герцеговине. Службу начинал в ВДВ, продолжал в спецназе, некоторое время возглавлял управление разведки и радиоэлектронной борьбы главного командования Вооружённых сил Польши. Иными словами, и по "техническому профилю", и по опыту работы в многонациональных коллективах идеально подходил на роль советника-куратора, который должен был помогать украинским генералам.
В сентябре 2024 года якобы в Польше скончался подполковник армии США Джошуа Камара. Судя по всему, здоровье подвело 45-летнего подполковника 3 сентября, в день нашего удара по 179-му учебному центру связи в Полтаве. Официально он проходил службу в передовом штабе V корпуса, развёрнутого в польском городе Познань. Представитель корпуса сообщил журналистам, что Камара был награждён орденом "Легион почёта", медалью "Бронзовая звезда" и медалью "За заслуги", а также другими правительственными наградами. Иными словами, так же как Марчак, был немолодым, очень опытным офицером и, судя по наградам, весьма компетентным в своём деле.
В ноябре того же года, в Канаде была задокументирована смерть подполковника штаба Верховного главнокомандующего Объединёнными вооружёнными силами НАТО в Европе Кента Миллера. По официальным данным, офицер служил в оперативном подразделении Альянса JTF-U (Joint Task Force Ukraine) и занимался обучением украинских инженерных войск.
Высока вероятность, что скончался он 25 ноября, но не в Канаде, а, предположительно, в районе Сум, когда по одному из расположений иностранных специалистов прилетело четыре ФАБ-1500,
— отмечал тогда один из наших мониторинговых каналов.
Кент Миллер мог быть ликвидирован в Сумской области, когда консультировал украинских военных в вопросах организации обороны и налаживания логистики. Скриншот ТГ-канала "Царьград".
В сухом остатке
Удары по вражеским штабам и ликвидация командиров оказывают мощнейшее дезорганизующее воздействие на вражескую военную машину, сокращают наши потери и сроки выполнения задач. Хорошо, что русская армия занимается выбиванием вражеских полковников, плохо, что эта практика не распространяется на генералов и военно-политическое руководство противника. Опыт целого ряда недавних конфликтов показывает, что обезглавленные военные структуры, если и могут оказать сопротивление, то лишь фрагментарное и спорадическое, основывающееся на инициативе отдельных командиров на местах.
Время покажет, начнёт ли наше командование более широко применять этот приём для обеспечения превосходства в наступательных операциях по мере нарастания преимущества России на поле боя.