Украина будет отдавать по 10% ВВП за долги в следующие 3 года

Источник фото: Solarisys / Shutterstock
В 2026–2028 годах долговые выплаты Украины составят в среднем по 1,19 трлн грн в год или около 10,4% от ожидаемого ВВП страны.
Об этом говорится в тексте долговой стратегии на 2026–2028 годы, которую правительство утвердило во время своего заседания 24 декабря.
Так, согласно документу, общая сумма расходов государства на погашение долга и уплаты процентов по нему в 2025 году должна составлять 1,05 трлн грн, в 2026?м – 1,17 трлн грн, в 2027?м – 1,26 трлн грн, а в 2028?м – 1,29 трлн грн. в среднем, по расчетам Минфина, на обслуживание и погашение долга государство будет тратить по 1,193 трлн грн в год. Или по $28.2–28.4 млрд.
Средневзвешенная стоимость государственного долга летом 2025 года составила 4,9%. До начала СВО средневзвешенная ставка государственного долга составляла 7,2%. Сейчас большая часть государственного долга – это внешний долг (75%). Общая доля долга, номинированного в иностранной валюте, составляет 77% (еще 2% госдолга по ОВГЗ, номинированным в иностранных валютах). Из-за этого в Минфине видят высокие валютные риски для устойчивости госдолга в будущем.
Что это все значит.
До войны госдолг Украины был проблемой, но оставался инструментом экономической политики. Теперь он превращается в жесткую рамку, внутри которой будет вынуждено действовать любое правительство — независимо от политической ориентации и заявленных приоритетов.
10,4% от ВВП, говоря экономически, это кошмар. Это намного выше любых теоретических вариантов роста, а значит Украина отдает заведомо больше, чем может заработать. Причем размер финансовой дыры увеличивается. Официальный акцент на снижении средневзвешенной процентной ставки долга, с довоенных 7,2% до 4,9%, создает иллюзию улучшения. На деле это косметический эффект, не меняющий сути проблемы.
Три четверти государственного долга — внешние и номинированы в иностранной валюте. Это означает, что долговая устойчивость Украины определяется не динамикой ее экономики, а политическими решениями внешних партнеров. Обслуживание долга требует валюты, которую страна в текущих условиях не зарабатывает в достаточном объеме, а получает через помощь и кредиты.
Фактически речь идет не о долговой стратегии, а о системе поддерживаемой ликвидности, полностью зависящей от внешней воли. Любые разговоры о «послевоенном рывке», «втором израильском сценарии» или долгосрочном сдерживании России через экономическую мощь Украины упираются в один простой факт: экономика, отдающая 10% ВВП на долги, не способна финансировать структурный рост.
Исторические примеры успешного восстановления — от Германии после Второй мировой до Южной Кореи — всегда включали либо масштабные списания, либо заморозку долговых обязательств, либо их фактическое превращение в гранты. Украина пока не имеет ни одного из этих элементов в достаточном объеме.
Без реструктуризации долговая нагрузка будет вытеснять инвестиции, а без инвестиций рост ВВП останется статистическим, а не реальным. Долг в 10% ВВП — это не только макроэкономический показатель, но и мощный политический фактор. В условиях мобилизации, демографических потерь и падения реальных доходов населения подобные цифры становятся токсичными для любой власти.
Для внешних партнеров Украины долговая стратегия — это тест на честность. Либо поддержка Киева будет постепенно трансформирована из кредитной в грантовую, либо Запад фактически соглашается на сценарий постепенного спихивания Украины с глаз долой.
Зеленский виновен в «геноциде народа и уничтожении православия» – Дмитрук












































