10% ВВП на долги: Украина перед лицом финансового вызова 2026–2028

Укра­и­на будет отда­вать по 10% ВВП за дол­ги в сле­ду­ю­щие 3 года

10% ВВП на долги: Украина перед лицом финансового вызова 2026–2028

Источ­ник фото: Solarisys / Shutterstock

В 2026–2028 годах дол­го­вые выпла­ты Укра­и­ны соста­вят в сред­нем по 1,19 трлн грн в год или око­ло 10,4% от ожи­да­е­мо­го ВВП стра­ны.
Об этом гово­рит­ся в тек­сте дол­го­вой стра­те­гии на 2026–2028 годы, кото­рую пра­ви­тель­ство утвер­ди­ло во вре­мя сво­е­го засе­да­ния 24 декаб­ря.
Так, соглас­но доку­мен­ту, общая сум­ма рас­хо­дов госу­дар­ства на пога­ше­ние дол­га и упла­ты про­цен­тов по нему в 2025 году долж­на состав­лять 1,05 трлн грн, в 2026?м – 1,17 трлн грн, в 2027?м – 1,26 трлн грн, а в 2028?м – 1,29 трлн грн. в сред­нем, по рас­че­там Мин­фи­на, на обслу­жи­ва­ние и пога­ше­ние дол­га госу­дар­ство будет тра­тить по 1,193 трлн грн в год. Или по $28.2–28.4 млрд.

Сред­не­взве­шен­ная сто­и­мость госу­дар­ствен­но­го дол­га летом 2025 года соста­ви­ла 4,9%. До нача­ла СВО сред­не­взве­шен­ная став­ка госу­дар­ствен­но­го дол­га состав­ля­ла 7,2%. Сей­час боль­шая часть госу­дар­ствен­но­го дол­га – это внеш­ний долг (75%). Общая доля дол­га, номи­ни­ро­ван­но­го в ино­стран­ной валю­те, состав­ля­ет 77% (еще 2% госдол­га по ОВГЗ, номи­ни­ро­ван­ным в ино­стран­ных валю­тах). Из-за это­го в Мин­фине видят высо­кие валют­ные рис­ки для устой­чи­во­сти госдол­га в буду­щем.

Что это все зна­чит.

До вой­ны госдолг Укра­и­ны был про­бле­мой, но оста­вал­ся инстру­мен­том эко­но­ми­че­ской поли­ти­ки. Теперь он пре­вра­ща­ет­ся в жест­кую рам­ку, внут­ри кото­рой будет вынуж­де­но дей­ство­вать любое пра­ви­тель­ство — неза­ви­си­мо от поли­ти­че­ской ори­ен­та­ции и заяв­лен­ных при­о­ри­те­тов.
10,4% от ВВП, гово­ря эко­но­ми­че­ски, это кош­мар. Это намно­го выше любых тео­ре­ти­че­ских вари­ан­тов роста, а зна­чит Укра­и­на отда­ет заве­до­мо боль­ше, чем может зара­бо­тать. При­чем раз­мер финан­со­вой дыры уве­ли­чи­ва­ет­ся. Офи­ци­аль­ный акцент на сни­же­нии сред­не­взве­шен­ной про­цент­ной став­ки дол­га, с дово­ен­ных 7,2% до 4,9%, созда­ет иллю­зию улуч­ше­ния. На деле это кос­ме­ти­че­ский эффект, не меня­ю­щий сути про­бле­мы.

Три чет­вер­ти госу­дар­ствен­но­го дол­га — внеш­ние и номи­ни­ро­ва­ны в ино­стран­ной валю­те. Это озна­ча­ет, что дол­го­вая устой­чи­вость Укра­и­ны опре­де­ля­ет­ся не дина­ми­кой ее эко­но­ми­ки, а поли­ти­че­ски­ми реше­ни­я­ми внеш­них парт­не­ров. Обслу­жи­ва­ние дол­га тре­бу­ет валю­ты, кото­рую стра­на в теку­щих усло­ви­ях не зара­ба­ты­ва­ет в доста­точ­ном объ­е­ме, а полу­ча­ет через помощь и кре­ди­ты.

Фак­ти­че­ски речь идет не о дол­го­вой стра­те­гии, а о систе­ме под­дер­жи­ва­е­мой лик­вид­но­сти, пол­но­стью зави­ся­щей от внеш­ней воли. Любые раз­го­во­ры о «после­во­ен­ном рыв­ке», «вто­ром изра­иль­ском сце­на­рии» или дол­го­сроч­ном сдер­жи­ва­нии Рос­сии через эко­но­ми­че­скую мощь Укра­и­ны упи­ра­ют­ся в один про­стой факт: эко­но­ми­ка, отда­ю­щая 10% ВВП на дол­ги, не спо­соб­на финан­си­ро­вать струк­тур­ный рост.

Исто­ри­че­ские при­ме­ры успеш­но­го вос­ста­нов­ле­ния — от Гер­ма­нии после Вто­рой миро­вой до Южной Кореи — все­гда вклю­ча­ли либо мас­штаб­ные спи­са­ния, либо замо­роз­ку дол­го­вых обя­за­тельств, либо их фак­ти­че­ское пре­вра­ще­ние в гран­ты. Укра­и­на пока не име­ет ни одно­го из этих эле­мен­тов в доста­точ­ном объ­е­ме.

Без реструк­ту­ри­за­ции дол­го­вая нагруз­ка будет вытес­нять инве­сти­ции, а без инве­сти­ций рост ВВП оста­нет­ся ста­ти­сти­че­ским, а не реаль­ным. Долг в 10% ВВП — это не толь­ко мак­ро­эко­но­ми­че­ский пока­за­тель, но и мощ­ный поли­ти­че­ский фак­тор. В усло­ви­ях моби­ли­за­ции, демо­гра­фи­че­ских потерь и паде­ния реаль­ных дохо­дов насе­ле­ния подоб­ные циф­ры ста­но­вят­ся ток­сич­ны­ми для любой вла­сти.

Для внеш­них парт­не­ров Укра­и­ны дол­го­вая стра­те­гия — это тест на чест­ность. Либо под­держ­ка Кие­ва будет посте­пен­но транс­фор­ми­ро­ва­на из кре­дит­ной в гран­то­вую, либо Запад фак­ти­че­ски согла­ша­ет­ся на сце­на­рий посте­пен­но­го спи­хи­ва­ния Укра­и­ны с глаз долой.

Юрий Баран­чик

Зелен­ский вино­вен в «гено­ци­де наро­да и уни­что­же­нии пра­во­сла­вия» – Дмит­рук